Соблюдение техники безопасности – не формальность, а основа безаварийной работы. Игнорирование правил грозит тяжелыми последствиями для здоровья. Для компаний несоблюдение техники безопасности оборачиваются большими штрафами по ст. 5.27.1 КоАП, приостановкой деятельности. За тяжкие последствия наступает уголовная ответственность.
Законодательная база
Законодательство России устанавливает строгие нормы использования вилочных погрузчиков. Они содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации (статьи 212 и 214).
Руководитель должен обучить, проинструктировать своих сотрудников. Предоставить им качественную технику, СИЗ, организовать прохождение медкомиссии.
На исполнителя возлагается обязанность внимательно изучить, соблюдать требования охраны труда. У них также есть право отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни, здоровья.
Техническое состояние самих погрузчиков регламентируется национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 3691-2021 "Машины напольные безрельсовые. Безопасность". Порядок обучения регламентируется приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н.
Для вилочных погрузчиков, работающих под давлением, применяются правила эксплуатации грузоподъемных кранов-погрузчиков (ПБ 10-382-00), утвержденные Ростехнадзором.
Подготовка к работе
Перед каждой сменой вилочный погрузчик должен проходить тщательную подготовку. Она обеспечивает контроль за состоянием машины, что повышает сохранность грузов, безаварийную работу спецтехники. Пренебрежение тщательным осмотром приводит к поломкам, авариям.
Ежедневная проверка вилочного погрузчика
До начала каждой смены водитель должен лично проверить техническое состояние погрузчика. Что именно нужно проверять?
Жидкости
- Моторное масло. Уровень контролируется на холодном моторе.
- Тормозная, гидравлическая жидкость.
- Количество топлива в баке. Проверяется на ровной поверхности.
- Антифриз у дизельных, бензиновых погрузчиков. Уровень проверяется в расширительном бачке.
Шины
Давление должно соответствовать норме. Необходимо исключить порезы, глубокие трещины, неравномерный износ, отслоение протектора, сколы, глубокие выбоины.
Вилы, крепления
Исключить трещины, особенно у основания и в месте изгиба, деформации, износ пятки. Проверить надежность фиксации вил в каретке.
Тормозные колодки, рулевое управление
Эффективность работы стояночного и рабочего тормоза проверяется на ровном участке. Рулевое управление, гидроусилитель должны работать легко, без люфта, посторонних шумов.
Свет, датчики
- Фары. Ближний свет, стоп-фонари, габаритные огни необходимы при работе снаружи, внутри помещений.
- Звуковой сигнал. Тестируется громкость, работоспособность.
- Датчики. Проверяется индикация и реакции датчиков.
Утечки
Проведите внимательный осмотр на предмет следов подтекания топлива, масла, гидравлической, охлаждающей жидкости под погрузчиком, вокруг масляной крышки, гидросистемы
Проверка места работы
Безопасная эксплуатация погрузчика начинается с оценки окружающей обстановки:
- Освещенность. Достаточно ли света для маневрирования. Хорошо ли видно барьеры, полки.
- Покрытие. Наличие выбоин, трещин, скользких участков, пролитого масла, воды, льда, посторонних предметов.
- Преграды. В проездах не должно быть предметов, которые бы могли помешать движению вилочного погрузчика.
- Системы хранения. Проверяются на целостность, надежность крепления полок.
- Предупреждающие знаки. Наличие и правильность размещения знаков, например, «Проезд погрузчика», «Осторожно! Погрузочная техника».
Средства индивидуальной защиты
Обязанность руководства – обеспечить сотрудников исправными СИЗ (средства индивидуальной защиты). Обязанность работника – их использовать. Минимальный комплект для безопасной работы на погрузчике включает:
- Каску. Нужна на большинстве логистических предприятий, защищает от ударов сверху.
- Обувь со стальным носком (ГОСТ 12.4.187-97). Защищает ноги при наездах на ногу, проколах, механических ударах.
- Светоотражающий жилет (ГОСТ 12.4.281-2014). Критически важен при плохом освещении или работе рядом с другими машинами.
- Специальные перчатки. Защищают руки при низких температурах, загрязнениях, работе с грузами, имеющими острые кромки. Требуются не всегда, но должны быть доступны.
Все защитные средства должны быть сертифицированы, соответствовать ГОСТам, подбираться по размеру. Надевать их нужно до работы на вилочном погрузчике.
Основные правила работы на вилочном погрузчике
Знание и неукоснительное соблюдение правил безопасности во время работы на вилочном погрузчике – это строгое требование ТК ст. 214.
Загрузка, разгрузка, перемещение грузов
Перед подъемом проверьте, чтобы груз был правильно размещен и закреплен на паллете. Штабели должны быть устойчивыми. Нестабильный груз может обрушиться.
- Центрирование груза на вилах. Груз должен быть равномерно распределен между вилами. При смещенном центре тяжести погрузчик может опрокинуться.
- Запрет перегруза. Никогда не превышайте грузоподъемность, указанную в данных паспорта погрузчика. Это самая частая причина опрокидывания. Учитывайте, где расположен центр тяжести груза. Номинальная грузоподъемность снижается для высоких или длинных объектов.
- Положение груза при перемещении. Перемещайте груз между полками на высоте 10-15 см от пола, с опорой, наклоненной назад для повышения устойчивости. Поднимайте груз только для точной установки на место.
- Скоростной режим, маневры. Не превышайте скорость. Учитывайте загруженность помещения, скользкое покрытие. Не допускаются резкие разгоны, торможения, повороты.
- Перемещайте высокие, негабаритные грузы с особой осторожностью, максимально низко. Перед подъемом на полки, проверьте, что вам не мешают провода, трубы, подвесной потолок. Используйте страховочные ремни.
Маневрирование
Всегда смотрите в направлении движения. Активно используйте зеркала заднего вида. Перед началом движения, поворотом или реверсом убедитесь в отсутствии препятствий.
Применяйте звуковой сигнал при старте с места, движении назад, в зонах ограниченной видимости, при приближении к препятствиям. Включенный световой, звуковой сигнал заднего хода обязателен.
В узких проходах, на поворотах, вблизи дверей или углов снижайте скорость до минимума. При движении назад в узких местах желательна помощь сигнальщика.
Держите безопасную дистанцию до других погрузчиков, машин, стоек стеллажей, стен и колонн. Помните о габаритах погрузчика с грузом.
Категорически воспрещается опускать или наклонять мачту с грузом во время движения погрузчика. Остановитесь для выполнения этих операций.
Работа с людьми в зоне работы вилочного погрузчика
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не разрешайте посторонним находиться под вилами или грузом. Это абсолютный запрет, пренебрежение которым чревато смертельным исходом.
- Не используйте погрузчик для перевозки взрослых, детей, если он не оборудован специально предназначенной, сертифицированной и надежно закрепленной платформой (люлькой), а водитель не прошел дополнительное обучение по работе с таким оборудованием. Сидеть на вилах или раме недопустимо.
- Действуйте согласованно с другими сотрудниками, находящимися в зоне работы. Используйте однозначные зрительные или голосовые сигналы. Прежде чем начать движение или манипуляции с грузом, убедитесь, что вас поняли и люди отошли на безопасное расстояние. Будьте предсказуемы.
Только при соблюдении этих основных правил безопасности при работе на вилочном погрузчике можно рассчитывать на отсутствие травматичных ситуаций, эффективную работу склада. Помните, что безопасность оператора и окружающих на 100% зависит от ваших действий и внимательности.
Что нельзя делать?
Эти запреты – красные линии, пересечение которых ведет к немедленной аварии, травматизму, уничтожению имущества, судебным искам.
Некоторые операции категорически недопустимы:
Пользоваться неисправным вилочным погрузчиком
Не разрешается начинать, продолжать погрузку при любой известной неисправности рулевого управления, тормозной системы, механизмов подъема, утечках, неработающих датчиках.
Неисправность в критический момент приведет к потере контроля. Нужно немедленно сообщить о неисправности и вывести погрузчик из эксплуатации до ремонта.
Загрузка сверх установленной нормы
Нельзя перемещать груз, вес которого больше значения грузоподъемности, указанной на шильдике погрузчика и в паспорте. Это главная причина опрокидывания погрузчика. Нарушает устойчивость, перегружает оси, приводит к поломке мачты, гидросистемы, рамы.
Подъем людей на вилах, грузе или других частях погрузчика
Не разрешается использовать вилы, поддон, сам груз или любые несанкционированные приспособления для подъема других сотрудников, ремонта, уборки, доступа к стеллажам.
Отсутствие страховки, ненадежная опора, случайное движение вилочного погрузчика или подъем, опускание вил – смертельная опасность. Исключением могут быть только специальные сертифицированные люльки, платформы.
Прыжок из кабины при угрозе опрокидывания
Запрещено выпрыгивать из кабины при наклоне погрузчика на бок. Это смертельно опасно. Падающий погрузчик раздавит прыгающего. В инструкции сказано, что в такой ситуации, рекомендуется крепко взяться за рукоятки руля, упереться ногами, наклониться в сторону, противоположную падению техники.
Резкие маневры с грузом
Запрещено резко стартовать, тормозить, поворачивать, особенно на скорости. Двигаться с поднятым грузом выше 10-15 см от пола или с не наклоненной назад мачтой.
Иначе произойдет мгновенная потеря устойчивости и опрокидывание техники. Груз можно перемещать только в опущенном положении.
Парковка на уклоне без противооткатных упоров
Нельзя оставлять погрузчик на склоне без надежно установленных противооткатных упоров под колеса, даже на короткое время.
Существует риск самопроизвольного движения, скатывания погрузчика под уклон, что может привести к наезду на людей, технику, падению с платформы.
Выход из кабины погрузчика с работающим двигателем или поднятым грузом
Не разрешается покидать место оператора, если двигатель работает или вилы с грузом подняты над полом.
Потому что существует риск несанкционированного движения погрузчика (случайное нажатие рычага), падения груза на оператора или рядом находящихся людей. Перед выходом необходимо заглушить двигатель, опустить вилы на пол, затормозить стояночным тормозом.
Работа без средств индивидуальной защиты
Запрещено управлять погрузчиком без обязательных СИЗ: защитной каски, обуви со стальным носком, светоотражающего жилета и перчаток, если того требуют условия.
Какие могут быть последствия несоблюдения этих запретов?
- Тяжелая травма оператора, окружающих.
- Разрушение дорогостоящего груза, оборудования.
- Гигантские штрафы для компании по ст. 5.27.1 КоАП РФ (до 500 тыс. руб. за повторное нарушение!).
- Уголовная ответственность для руководителя (ст. 143 УК РФ).
- Лишение права управления погрузчиком для оператора.
Эти запреты – не рекомендации, а строгие правила. Их нарушение – преступная халатность. Руководитель обязан пресекать такие действия, а оператор погрузчика – неукоснительно соблюдать.
Подведем итоги
Соблюдение правил техники безопасности — это основа бестравматичной, эффективной работы.
В обязанности работодателя входит:
- Предоставить работнику исправную технику. Обучить персонал.
- Регулярно проводить инструктажи, организовывать медосмотры.
- Выдавать спецодежду, каски, специальную обувь.
- Осуществлять сервисное обслуживание, контроль за техникой, создать площадку, информировать о возможных рисках.
Водитель погрузчика должен неукоснительно соблюдать правила, работать в спецодежде.
До начала смены необходимо проверять систему управления, наклон мачты, вил, давления в шинах, уровни заряда батареи, масла, охлаждающей жидкости, систем зажигания.
Водителю погрузчика следует знать и следить за допустимым весом, размещением центра тяжести груза. Перемещение грузов должно происходить плавно, без рывков. Трогаться, маневрировать, тормозить нужно медленно, с особой осторожностью, особенно в зонах с пешеходами.
Не допускается:
- Перевозить людей, стоять под вилами
- Работать на неровной поверхности, уклоне.
- Пользоваться погрузчиком не по назначению.
- Стоять или проходить под грузом.
- Оставлять самоходным погрузчиком с работающим двигателем без присмотра.
- Превышать допустимые нагрузки.
- Работать без СИЗ.
Оператор погрузчика следит за зарядом АКБ на электропогрузчиках. Пренебрежение ежедневными проверками, правилами перемещения грузов, маневрирования, игнорирование категорических запретов могут привести к человеческим жертвам, убыткам, гигантским штрафам, уголовной ответственности.