Понимание необходимого рабочего пространства между стеллажами, для работы складского оборудования – один из важных аспектов, для правильной планировки склада и организации эффективной работы. Т.к. это позволит добиться правильного баланса между эффективным заполнением склада, и быстрой транспортировкой товара для хранения или отгрузки.
Главная задача любого склада – разместить как можно большее количество товара на имеющемся пространстве. Но с этим могут возникнуть некоторые трудности, т.к. одной из проблем является высокая цена дополнительных площадей. Этот фактор затрудняет горизонтальное расширение склада, если не делает его невозможным.
Как же увеличить объём хранения, не расходуя огромные средства?
Ответ: Нужно уменьшить расстояние между стеллажами.
Расширение склада по горизонтали стоит дорого. Но сузить расстояние между стеллажами стоит сравнительно дешевле.
К примеру, если уменьшить ширину рабочих проходов (коридоров) с 4 до 2.7 метров, то вы сможете освободить от 15 до 20% площади для хранения!
Три наиболее распространенных ширины нрохода
Ниже можно рассмотреть различные варианты рабочих коридоров между стеллажами, которые используются на складах. Это позволит вам получить более точное понимание о вариантах организации пространства на складе.
Широкие проходы
Широкие проходы (WA, от анг. «wide aisles»), так же называются стандартными или обычными проходами.
Большинство старых складов имеют такой вариант организации места. В основном это связано с тем, что такая ширина лучше подходит для работы вилочных погрузчиков.
Длина между стеллажами у них в среднем составляет от 3.6 до 4 метров. Такой формат идеален для хранения поддонов 1200х1000 мм, которые можете перемещать обычный погрузчик.
Узкие проходы
Конструкции узких проходов (NA, от анг. «narrow aisles») появились по двум основным причинам:
- Возросшая потребность в пространстве и складских помещениях
- Модифицированные версии складских машин, с меньшими габаритами.
Что же на складе квалифицируется как «узкий проход»?
Ответ: это складские коридоры с шириной от 2.5 до 3 метров.
В сравнении с широкими версиями, такой формат может освободить до 25% площади.
Но если на складе используются стандартные вилочные погрузчики, то вы не сможете использовать формат узких проходов. Это связано с тем, что для такой планировки используется специальная категория узкопроходных машин.
Более подробное описание данных машин будет дано ниже, в соответствующем блоке.
Очень узкие проходы
Очень узкие проходы (VNA, от анг. «very narrow aisles») имеют ширину 1.9 метра и меньше.
Такой формат — это новая концепция в проектировании складских помещений, которая всё больше набирает популярность. И причина популярности в том, что использование очень узких проходов может увеличить площадь вашего склада на 50%.
Хотя такое увеличение объёма склада выгодно, но к нему прилагаются замечания.
Как и в случае с узкими проходами, для работы в очень узких проходах требуются очень компактные машины, разработанные для работы в таких условиях.В данном блоке мы обобщённо рассмотрим каждый тип таких машин.
Распространённые складские машины и их размеры
В предыдущем разделе были перечислены наиболее распространенные форматы складских проходов, где было упомянуто что для каждой ширины используется свой тип складской техники.
В данном блоке мы обобщённо рассмотрим каждый тип таких машин.
Вилочные погрузчики для широких коридоров
На картинке выше изображён электрический погрузчик Aurora Forklift CPD20-GE2Li.
Наиболее распространённый формат, это модели с грузоподъёмностью от 1.5 до 2.5 тонн. Конечно сейчас появляются новые модели имеют гораздо меньшие габариты, но для безопасного перемещения им всё равно требуется больше места, чтобы они ни во что не врезались.
Это ещё связано с тем, что для перемещения с стандартными поддонами 1200х1000 мм, им требуется больше пространства, для нормального маневрирования при размещении паллета на стеллаже.
Узкопроходные складские машины
Что из себя представляет погрузчик для узких проходов? Прежде всего это машины, которые могут работать в коридорах шириной менее 3.2 метра.
В эту категорию обычно входят ричтраки, т.к. они изначально были разработаны для подобных условий работы, но также есть различные виды тележек и штабелёров.
Рассмотрим основные типы подобных машин.
Ричтраки
На картинке выше изображён ричтрак Aurora Forklift MFZ20.
Сам класс ричтраков имеет небольшие габариты, особенно если сравнивать их с вилочными погрузчиками. В первую очередь это стало возможным благодаря мачте, смещённой ближе к центру всей базы ричтрака. Для удобного размещения товара на стеллаж, мачта имеет механизм выдвижения вперёд, а дополнительная точность при работе с высокими стеллажами достигается с помощью камеры на каретке вил и монитора на рабочем месте оператора.
Такие ричтраки могут дотянуться только до одного паллета на стеллаже, и как правило для них требуется проход с минимальной шириной от 2.4 до 2.7 метра.
Ричтраки с пантографом
На картинке выше изображена модель Aurora Forklift MFE14.
Ключевое отличие таких машин от обычных ричтраков, как следует из названия, в наличии специального механизма на каретке вил – «Пантографа». Он позволяет дотягиваться вилам до 2 ряда с паллетами.
Они также, как и обычные ричтраки используются в узких проходах, но наличие дотягивающегося механизма, позволяет им работать со стеллажами, у которых по 2 ряда загрузки с каждой стороны на всех уровнях.
Складские машины для очень узких проходов
Такие машины благодаря конструктивным особенностям, могут работать в коридорах с шириной 1.8 метра и даже меньше, если машина имеет меньшие габариты.
В основном эту категорию представляют комплектовщики заказов и штабелёры с поворотной кареткой вил.
Давайте пройдемся по каждой из моделей.
Узкопроходные штабелёры с поворотной кареткой вил
На картинке выше изображена модель Aurora Forklift MCA16.
Модели подобного типа, прежде всего предназначены для работы в очень узких проходах.
Это потому, что их каретка с вилами может поворачиваться на 90 градусов, чтобы забрать груз со стеллажа, без необходимости поворота всем корпусом.
Подобные машины отлично подходят для работ на складах, где ширина прохода составляет всего 1.5-1.8 метра. Технически, это расстояние соответствует ширине самой машины и зазору безопасности, для разворота поддона на вилах.
Комплектовщики заказов
Комплектовщики заказов обычно не используются для извлечения поддонов со стеллажей. Вместо этого с их помощью оператор забирает и укладывает товар непосредственно на площадку или на поддон размещённый на вилах машины.
На картинке выше изображена модель Aurora Forklift MHA10.
При комплектации сборных заказов, такие машины выполняют эту задачу гораздо быстрее. Т.к. не требуется каждый раз снимать и поднимать паллет с нужной товарной позицией. Это так же позволяет сократить ширину прохода до габаритов машины или поддона, тем самым увеличив плотность склада.
Наглядная схема, демонстрирующая разницу между шириной проходов и заполняемостью склада.